Новый, мартовский период в годовом календаре и новый период в проекте «Кино в творчестве», реализуемом АНО «Мы вместе». Начало сегодня. Серьёзное кино. Фильм «Гамлет».
Творчество нашего земляка Григория Козинцева, особенно его экранизация "Гамлета", имело огромное значение для поколения наших сегодняшних «серебряных» 70 +.
Интеллектуальное кино: Г. Козинцев был одним из немногих советских режиссеров, кто создавал кино, которое требовало от зрителя вдумчивости и размышлений. Он обращался к классике не как к застывшим памятникам, а как к произведениям, актуальным для современности. Ведь для интеллигенции, которая часто чувствовала себя скованной идеологическими рамками, это был глоток свободы.
Эстетическая глубина: Фильмы Козинцева отличались высоким уровнем визуальной культуры, новаторской операторской работой (особенно работа Йонаса Грицюса в "Гамлете"), прекрасной музыкой Дмитрия Шостаковича и актерской игрой. Он поднимал советское кино на новый художественный уровень, что было особенно важно в эпоху, когда искусство часто использовалось как инструмент пропаганды.
Моральные вопросы: Козинцев ставил в своих фильмах сложные моральные вопросы, которые волновали многих в советском обществе: проблема выбора, ответственность за свои действия, конфликт между личным и общественным, цена компромисса.
Значение "Гамлета" для поколения 70+
Актуальность: "Гамлет" Козинцева вышел в 1964 году, в период "оттепели", когда в обществе возникла надежда на перемены. Гамлет, в исполнении любимца кинопублики Иннокентия Смоктуновского, стал символом интеллигента, который сомневается, размышляет, ищет правду. Это находило отклик у многих, кто чувствовал себя разочарованным в советской системе, но боялся открыто выражать свои мысли.
Протест: Многие зрители видели в "Гамлете" подтекст. Двор датский, показанный Козинцевым, был мрачным, коррумпированным, полным интриг и предательства. Само сомнение, заданное Гамлетом "Быть или не быть?", воспринималось как призыв к критическому мышлению и осознанию своего места в мире.
Эмоциональное воздействие: Фильм очень сильный эмоционально. Музыка Шостаковича, мрачные пейзажи, игра Смоктуновского – все это создало атмосферу безысходности и трагедии, которая резонировала с личными переживаниями многих людей в нашей стране, переживших войну, репрессии и идеологическое давление.
Культурное событие: "Гамлет" Козинцева стал настоящим культурным событием. Он получил признание на международных кинофестивалях, его смотрели и обсуждали во всем мире. Для советских зрителей это был повод для гордости и доказательство того, что в СССР могут создавать искусство мирового уровня.
Литературный опыт: Для многих, кто не имел возможности читать Шекспира в оригинале, "Гамлет" Григория Козинцева стал первым знакомством с великой трагедией. Он открыл для них мир шекспировских образов и идей, которые повлияли на их мировоззрение и ценности.
В целом, для поколения нынешних 70-летних и старше, "Гамлет" Козинцева был не просто фильмом, а важным культурным и интеллектуальным опытом, который помог им осмыслить свою жизнь, свое место в обществе и свои моральные принципы. Это был глоток свободы и надежды в эпоху идеологического контроля.
После просмотра пенсионеры дискутировали, снова вспоминали свою жизнь, свою молодость, свои стремления и надежды, задумывались о правильности своих поступков в прошлом. Жизненное, поучительное кино. Хоть и не о наших реалиях.
Стремление Григория Козинцева экранизировать мировую классику ценно и доказало факт создания художественных фильмов в СССР высокого уровня, признанных кинофестивалями на международном уровне.
Изучение творческого наследия нашего земляка продолжается. Впереди сбор материалов по постановке им фильмов «Король Лир», «Дон Кихот» и «Пирогов». проекта «Кино в творчестве».
Проект "Кино в творчестве" поддержан Департаментом внутренней политики Брянской области.
Приходите в кино!
Серебряные волонтеры Новозыбкова — Людмила Ивановна Пашкова и Владимир Николаевич Васильев — подготовили символический подарок для своих коллег из г. Злынки. Они нарисовали и передали им сегодня афиши к фильму "Русский крест", который был снят режиссером Эдуардом Бояковым по произведению Николая Мельникова. Эти афиши волонтеры создавали на занятиях в центре "Мы вместе", вложив в них частичку своей души и творчества.